Лето 2017
Кружковое движение НТИ
Здесь вы найдёте самые важные, на наш взгляд, положения дорожной карты «Кружковое движение».
С примерами, картинками и комментариями
Наша задача — в доступном формате объяснить суть дорожной карты как можно большему количеству людей, занимающихся развитием талантов, детским техническим творчеством или кружками.

Официальное название документа — «План мероприятий ("дорожная карта") "Кружковое движение" Национальной технологической инициативы». 18 июля 2017 - дата утверждения на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России по председательством Премьер-министра Д.А. Медведева.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Стратегическая цель дорожной карты: создать к 2025 году самоорганизующееся разновозрастное сообщество энтузиастов численностью не менее 500 тысяч человек, принимающих технологические вызовы новых рынков и успешно справляющихся с ними ("кружковое движение").
*предполагается, что в 2035 году объем кадровых потребностей рынков НТИ будет составлять от 271 000 до 300 000 человек. Планируется, что по большей части данный объем будет обеспечиваться специалистами, выросшими в рамках "кружкового движения"

Дорожная карта в цифрах
5,78 млрд. ₽
Общий объем финансирования проекта
439 000
Школьников задействовано в разных видах технического творчества в России сейчас
12-16 лет
Возраст наиболее массовой аудитории школьников, доступной для вовлечения в "кружковое движение"
К 2025 году
Создание российских технологических компаний силами "второго поколения" НТИ, участников "кружкового движения" - результат реализации "дорожной карты" на горизонте 15-20 лет
«Кружок»
Кружок НТИ — это «простейшая форма самоорганизации технологических энтузиастов, объединенных исследованиями и созданием нового и реализующих проекты в интересах развития рынков и сквозных технологий НТИ»
"Кружковое движение" - это наиболее подходящая форма организации энтузиастов, желающих создавать новые компетенции, исходя из практических нужд соответствующих рынков.

Сама философия организации работы кружков подразумевает отсутствие заданных рамок и стандартов обучения - участники постоянно экспериментируют с новыми технологиями, способами производства и организации труда, не боясь локальных неудач или даже тупикового пути исследования. Таким образом, кружки станут естественными источниками кадров и единомышленников для энтузиастов-предпринимателей и управленцев, взявшихся за создание новых технологий и продуктов, в том числе в рамках НТИ.

Люди, прошедшие через "кружковое движение", будут выгодно отличаться от получивших только классическое образование своими практическими навыками, нестандартным мышлением, склонностью к экспериментаторству и отсутствием страха потерять накопленную академическую репутацию.
Жизненный цикл проектов «кружкового движения»
Идея
Команда ("кружок") формирует основную идею проекта
Прототип
Создает рабочий прототип
Сообщество
Контактирует с экспертами из отрасли, потенциальными заказчиками и пользователями этого продукта, обсуждая с ними технические и эксплуатационные качества
Сейчас в техническом творчестве в разных видах в России задействовано около 439 тыс. школьников
Пять задач дорожной карты
1
Сети
Реализовать цифровое управления талантами в рамках "кружкового движения", предоставив участникам сообщества инструменты по построению интеллектуальной человеко-машинной системы управления собственными компетенциями и принятия решений; обеспечить связность участников движения и создать механизмы, обеспечивающие единство сообщества как посредством информационных технологий (цифровых сервисов, форумов, порталов), так и иных социотехнических решений (конференций и конвентов, проектных и форсайт-сессий)
2
Вызовы
Создать систему технологических соревнований, конкурсов, олимпиад, побуждающую технологических энтузиастов к исследованиям и творчеству в сфере рынков и сквозных технологий НТИ.
3
Ресурсные центры
Создать сеть ресурсных центров (хакерспейсов, фаблабов, ЦМИТов, детских технопарков), позволяющую технологическому энтузиасту в любой части России получить доступ к экспертам и оборудованию, необходимым для реализации его проекта, и вовлечь посетителей ресурсных центров в "кружковое движение" Национальной технологической инициативы и решение вызовов НТИ.
4
Мероприятия
Создать сеть мероприятий (проектных школ, ярмарок, фестивалей), обеспечивающих единство ценностей и деятельности "кружкового движения".
5
Наставники
Привлечь в "кружковое движение" взрослых технологических энтузиастов (в роли лидеров проектов, модераторов, консультантов, учебных мастеров), компетентных и способных взаимодействовать со школьниками в недирективной манере.
1
Сети
В настоящий момент большая часть самых серьезных инноваций в области образования связана с применением цифровых технологий. Согласно ряду исследований, ключевую роль в управлении талантами и кадровыми ресурсами начинают играть информационные системы, накапливающие и анализирующие данные о сотнях миллионов пользователей . Новая волна цифровых инструментов помогает компаниям сосредоточиться не только на подборе персонала, но и на управлении, удержании и развитии сотрудников. Цифровые трудовые платформы объединяют эти инструменты в единое целое, поскольку компании расширяют свои трудовые ресурсы, совершенствуют методы рекрутинга и скрининга персонала, а также более эффективного развития своих сотрудников. Такие цифровые площадки трудоустройства занимают свое место на границе аналитики больших данных и IT-поддержки производительности труда. Примером такой площадки являются LinkedIn - социальная сеть для поиска и установления деловых контактов. На конец 2015 года в LinkedIn было зарегистрировано более 400 млн пользователей из 200 стран.

"На основании вступившего в законную силу решения суда социальная сеть LinkedIn внесена в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных и направлена для блокировки операторам связи.

4 августа 2016 года Таганский районный суд г. Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора к социальной сети LinkedIn в защиту прав неограниченного круга лиц – субъектов персональных данных. 10 ноября Московский городской суд оставил в силе решение суда первой инстанции."

Официальный сайт Роскомнадзора
Другой важной особенностью изменения системы образования и самостоятельного обучения становится применение нейрокогнитивных механизмов приобретения новых знаний, использование данных об индивидуальных предрасположенностях человека и применение нейрокомпьютерных интерфейсов, элементов виртуальной и дополненной реальности, гибридного интеллекта. Данное направление подробно представлено в "дорожной карте" NeuroNet (направление "Нейрообразование").

Огромную роль в совместном решении задач и формировании сообществ в мировой практике играют информационные ресурсы обмена лучшими практиками и краудфандинговые платформы. Они позволяют расширить границы доступа к информации, способствуют обмену опытом и идеями, позволяют достигнуть "эффекта присутствия" человека, заинтересованного в том или ином дискурсе, создают возможность для развития и реализации бизнес- идей и проектов, посредством налаживания каналов финансирования оценить спрос на проект/продукт, сформировать рыночную цену.
Образовательные ресурсы
Помимо чисто информационных сетевых ресурсов, в формировании сообществ технологических энтузиастов в мире важную роль играют краудфандинговые платформы. Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd - "толпа", funding - "финансирование") - коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить различным целям: помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержке со стороны болельщиков, поддержке политических кампаний, финансированию стартап-компаний и малого предпринимательства, созданию свободного программного 27 обеспечения, получению прибыли от совместных инвестиций и многому другому.
Краудфандинговые платформы

Чего не хватает?

Особую роль в развитии «кружкового движения» играют сетевые ресурсы, направленные на учет и координацию существующих ресурсных центров и мероприятий.
В русскоязычном сегменте интернета сейчас не существует единого портала, который мог бы выполнять роль навигатора по «кружковому движению».
2
Вызовы
Основной инструмент: технологические соревнования и проектные конкурсы, «edutainment».
3
Ресурсные центры
Примеры:
Детский центр Maker Ed, Сан-Франциско (программы The Young Makers Program и Maker Corps);
Национальная программа по развитию детского технического творчества LUMA Finland Program, Финляндия.
C-Base, Берлин;
Metalab, Вена;
Крупнейшими промышленными акселераторами в мире являются:
Blackbox в США;
Мобильный акселератор «HaxAsia»;

Особенности в России:

Значимая вовлеченность государства в создание и поддержку сети ресурсных центров для технологических энтузиастов.

Что есть?

Ресурсные центры, действующие в рамках традиционной системы дополнительного образования (станции юных техников, дворцы пионеров и др.);

Ресурсные центры, созданные в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО);

Отраслевые и межотраслевые ресурсные центры (МРЦ);

Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ);

Сеть детских технопарков «Кванториум»;


Значимым этапом в реализации дорожной карты «Кружковое движение» стал запуск стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей».


4
Мероприятия
Maker Faire; Хакатоны.
5
Наставники
Примеры ключевых программ в сфере подготовки наставников: Программа «Лифт в будущее» (АФК «Система»);

Школьная лига Роснано;

1С- клубы программистов для школьников;

Московская школа программирования выходного дня компании «Яндекс»; Программа Департамента образования города Москвы «Инженерные классы»;

Ярославский форум для талантливых школьников «Месторождение талантов»;

Программа «Кванториум» (детские технопарки);

Образовательный центр «Сириус»;

STEM- центры Intel;

IT- школы Samsung;

Код-классы при поддержке Microsoft (с 1 октября 2015 г.).

Площадки «кружкового движения», являющиеся источниками квалифицированных наставников: Школа «Интеллектуал» (г. Москва); Лицей информационных технологий № 1533 в Москве;

Физико-математические лицеи № 239 и № 30 в Санкт-Петербурге;

Лицей № 109 в Екатеринбурге; Гимназия № 3 в новосибирском Академгородке;

Академия робототехники (Пермь);

Клуб «Робокод» (Екатеринбург);

Сеть кружков My-Robot, — клубы Марабака и др



История:

Хакеры
Хакерство вошло в моду в Массачусетском университете (MIT) в 1960-е годы. Хакерство понималось как как разработка «изящного» способа, «хака» (hack), для решения научно-технической задачи, который был бы наиболее оптимальным и эффективным. «Хакером» становился тот, кто обладал высоким уровнем профессионализма, глубинным пониманием темы и мог оригинально использовать технологии.

«Мейкеры»
В книге-манифесте под названием «Мейкеры» Крис Андерсон (журналист и главный редактор журнала о компьютерных технологиях «Wired») заявил о том, что новые технологии быстрого прототипирования и возможности дешевого серийного производства (прежде всего на базе заводских площадок Китая) предвещают «третью индустриальную революцию», которую осуществят именно мейкеры. Андерсон был одним из тех, кто закрепил связь мейкерства и предпринимательства. Следующим этапом развития стало создание «мейкерспейсов». Их основной направленностью стало формирование сообщества вокруг разработки и использования техники. Мейкер определялся как «ремесленник», который может реализовать себя в широком спектре возможностей: начиная от конструирования гаджетов заканчивая шитьем. Мейкерское сообщество становилось ядром зарождения стартапов.
Приоритеты реализации «дорожной карты»
6 решений
1
Ставка на молодежь
2
Институт наставничества и неформальной педагогики
3
Самоорганизующийся технологический кружок
4
Генерация вызовов на решение технологических задач
5
Олимпиады и конкурсы НТИ
6
От технологического кружка к компании
Тренды в сфере образования и управления талантами:

Рост востребованности проектных команд, готовых выходить в неосвоенные рынки и смежные отрасли, обусловленный развитием проектного подхода к организации бизнеса.

В поддержке стартапов участвуют университеты и бизнес-школы, технопарки, грантовые программы, сообщества бизнес-ангелов и фонды, бизнес- инкубаторы и акселераторы, площадки для краудфандинга и акционерного краудфандинга, отраслевые конференции и конкурсы, профессиональное сообщество.

Развитие технологий и программного обеспечения, охватывающего все сферы человеческой деятельности приводит к стиранию границ между техническими и гуманитарными компетенциями.

Взрывной рост применения технологий анализа больших данных в области управления талантов.

Появление цифровых сервисов, которые способны учитывать индивидуальные особенности восприятия информации и обучения, строить индивидуальную образовательную траекторию на основе истории достижений и увлечений отдельного человека.

Смещение овладения инженерными навыками и заинтересованностью в инженерном творчестве в раннем подростковом периоде.

Появление и развитие кодов программирования для детей от 5 лет, возможность участвовать в соревнованиях по робототехнике начиная с 6-летнего возраста — все это влияет на область формирования интересов и векторов развития молодого поколения.

Повышение технического уровня мышления.

Рост числа «дачников» (самодеятельных технологических энтузиастов), которые впоследствии становятся техническими энтузиастами, приводит к формированию нового сообщества.

Увеличение количества любителей, точнее понимающих требования пользователя продукта инженерной деятельности.

Рост количества инструментов для координации сообществ ведет к смене модели обращения к авторитетам на открытую систему запросов к миру/сообществам (репутационная экономика).

Снижение количества и роли «посредников» (в т. ч. менеджеров) при одновременном кратном увеличении объема доступных для обработки данных во всех сферах жизнедеятельности человека и количества инструментов работы с ними.


Зачем?

Существующие образовательные программы в вузах способны дать будущим специалистам рынков НТИ лишь общетеоретическую подготовку. «Кружковое движение» — это наиболее подходящая форма организации энтузиастов, желающих создавать новые компетенции.

Кружки станут естественными источниками кадров и единомышленников для энтузиастов-предпринимателей и управленцев, взявшихся за создание новых технологий и продуктов, в том числе в рамках НТИ.

Люди, прошедшие через «кружковое движение», будут выгодно отличаться от получивших только классическое образование своими практическими навыками, нестандартным мышлением, склонностью к экспериментаторству и отсутствием страха потерять накопленную академическую репутацию.
Общеэкономические и общесоциальные эффекты реализации мероприятий по развитию «кружкового движения»


  1. снижение уровня безработицы и, как следствие, рост качества жизни:

  2. увеличится качество и доступность технической профессиональной подготовки;

  3. расширится круг возможностей поступления в учебные заведения, так как будут учитываться результаты деятельности человека в рамках «кружкового движения».

  4. материальная мотивация создастся за счет роста заработной платы в технологических отраслях, а также совершенствования системы финансирования новых технологических проектов.

  5. позиционирование интеллектуального капитала как основного конкурентного преимущества

  6. произойдет сдвиг структуры производственного ландшафта в сторону нишевых рынков, мелкосерийных производств и кастомизируемых продуктов и услуг;

  7. сократится дефицит квалифицированных кадров для высокотехнологичных предприятий,

  8. увеличение инвестиций в пользу проектов с высокой долей интеллектуального капитала;

  9. увеличится доступность и эффективность сбора краудфандинговых средств,

  10. развитие инновационного бизнеса в рамках стартап-движения

Ответственный федеральный орган исполнительной власти:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рабочая группа:

Земцов Д.И., проректор по развитию ФГАОУ "Дальневосточный федеральный университет";

Синюгина Т.Ю., заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Ответственный федеральный орган исполнительной власти Министерство образования и науки Российской Федерации

Календарный план реализации:




Рабочая группа
Земцов Дмитрий Игоревич
Проректор по развитию ДВФУ
Соруководитель
Синюгина Татьяна Юрьевна
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Соруководитель